Аварии

АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙ   Авария  С. Лоеба

На этапе чемпионата Мира по ралли в Бастии, Франция 2018 года, в классе WRC, на втором  СУ первого дня соревнований   9- ти кратный чемпион Мира в этой же дисциплине, С. Лоеб заехал в глубокую яму, выехать не смог и сошел. На следующий день стартовал с большим штрафом и в итоге занял 14 — ое место. Из видео съемок этой аварии и его интервью журналистам вырисовывается примерно такая картина. Со слов С. Лоеба (в переводе), что он слишком быстро вошел в скоростной поворот и поздно стал  тормозить. Надо было сильнее тормозить и было скользко на обочине. Это я не учел, а далее было узко. Так ,наверное, говорил Лоеб и так перевели слова многократного чемпиона Мира. По жестикуляции Лоеба я понял, что перевод не точный. В 2007 году Себастьен приезжал в Москву, в Раменское на ипподром. Благодаря Пикуленко А., я имел возможность беседовать с Лоебом  около 3 — ех часов, и хорошо знаю, что означают его жесты. Он заводской гонщик и я заводской гонщик, только предыдущего поколения, и у нас, заводских гонщиков, независимо от возраста, много общего. Завод есть завод.

По этой аварии мало информации.  Лоеб говорил о скоростном и быстром повороте — это описание поворота прилагательными. Есть такие стенограммы. В Финляндии я много раз сверял свои стенограммы с такими же финскими. Скоростной, быстрый поворот из финской стенограммы соответствует в моей, заводской  стенограмме системе записи поворотам типа один с половиной — два (один пол два)

Получается такой участок:   Пр 1.5 — 2     70    Лв 4  узко.  Нарисуйте этот участок на бумаге, в масштабе. От старта второго СУ до этого  участка всего около 300 метров. Читается так:  Правый один с половиной  два  семьдесят левый четыре узко. Слово скользко Лоеб  в интервью произносил несколько раз. Но где скользко, в каком месте? Неужели в стенограмме Лоеба не было отмечено скользкое место, ведь в этих местах были ливни 2 дня назад и запросто еще могло не просохнуть. Такое в горах я тысячи раз видел.

Пусть  теперь  будет так:  Пр 1,5 — 2  (скользк0 )  70    Лв 4  узко. Слово скользко,  по отношению к предыдущему сухому участку, снижает скорость на 10 % и более. Аварии могло не быть, если это учесть. Итак, на скорости более 40 м/сек (около 150 км/час) Лоеб входит в правый поворот:  Пр 1,5 — 2    Начинает тормозить и понимает, что скорость слишком высокая и поэтому срезает двойку (где и могло быть скользко), уходит из-за скорости с траектории, выезжает  на левую обочину, где тоже скользко.  Там разворачивает автомобиль, чуть скользит левым боком по обочине, изящно  объезжает дерево. И вдруг, перед  Лв 4  пересекает дорогу вправо и останавливается с краю ямы. Руками из-за руля показывает зрителям, чтобы подтолкнули назад,  это я видел, и автомобиль оказывается по крышу в яме. Финиш.

Причины ошибок одинаковые у всех: и у курсанта автошколы, и у начинающего водителя, и у начинающего гонщика, и у многократного чемпиона. Разница только в скорости и в степени происходящего, разница в последствиях. Чему эта  авария учит всех, в том числе и Лоеба. Что хочет сказать эта авария.Что  предотвращает. Почему автомобиль сбросило с дороги. Зачем нужна была яма для Лоеба.

Что происходило перед этой аварией?

  1. На входе в  Пр 1,5  — 2   Лоеб превысил скорость или не учел скользкое место в «2»
  2. На торможении, после «2», из-за скорости, при широком выходе, уже находясь на обочине, Лоеб не мог  тормозить (скользко было на обочине), но  развернул автомобиль в дорогу и лихо объехал дерево. Сразу после дерева стал жестко тормозить, но поздно.
  3. Перед остановкой не столкнулся с судейским автомобилем, миновал яму и не врезался в дерево.
  4. Зрители физически не пострадали. Может кто напугался только?
  5. Внешне автомобиль целый.

Что же явилось главной причиной этой аварии?

  1. Слабый по интенсивности и недостаточный настрой  на первый крутой поворот (Лв 4) и на дорожные условия  второго СУ.  Всегда все надо начинать сначала. А 2 дня назад здесь прошли ливни. Надо было вкатиться именно в этот СУ.
  2. Проигрыш на 1-ом СУ, хотя и мизерный, 9 сек. на 49 км. у Лоеба, но, для спортсменов такого уровня эти 9 сек. — может быть и много. Это могло повлиять на психологическое состояние.
  3. Лоеб отвык от классических ралли, участвуя в ралли-рейдах, ралли-кроссе, в кольце. В каждом виде спорта своя специфика. Нужно время, чтобы вновь вернулось это тонкое чувство специфики.
  4. Это могло привести к превышению скорости на входе в  Пр 1,5 — 2 , из-за чего пришлось  срезать «2» и выезжать  на обочину, где из-за кустов не видел дерева, которое надо было объезжать, а после дерева для торможения уже не хватило места.
  5. А может еще что? Забыл про  Лв 4  еще  в «2», когда тормозил или колесо спустило, места не хватило стабилизировать автомобиль после «2» на обочине или что — то попало под колеса, из-за чего автомобиль и пересек дорогу вправо на заблокированных колесах (дым из под колес синий был от торможения)
  6. Кроме этого, у автомобилей с полным приводом (на гравии в повороте) может наступить момент равновесия всех сил и тогда такой автомобиль будет скользить боком, пока что-то не выведет его из равновесного скольжения. Руль, газ, тормоз не помогают в этом случаи. Нужно время и пространство для снижения скорости, ямки или разное покрытие под колесами и т.д.  Такое может произойти и из-за технических настроек автомобиля. Такое явление наступает всегда неожиданно и его надо предчувствовать. На Лянчии такое у меня много раз было.

ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ

Для более лучшей настройки на СУ необходимо, в зоне старта (перед КВ) :

  1. За 12-15 минут до старта просмотреть стенограмму.
  2. Обратить особое внимание на опорные места.
  3. Проехать эти места чувствами и ощущениями, а не умом.
  4. Мысленно проехать весь СУ умом.
  5. За 2-3 минуты до старта мысленно и чувствами (всеми 5-ью) проехать начало СУ до 1-ого крутого поворота включительно. В нашем случаи, это  Лв 4 узко.
  6. За 1 минуту до старта слиться с автомобилем, слушать штурмана и выполнять его указания.
  7. За 15 секунд до старта приготовиться к старту.
  8. 00 сек. бурно стартовать. Разогнать автомобиль, чтоб звенело. Выйти на прямую перед Лв 4, мощно тормозить, держать кривую в повороте и стремительно выйти на следующую прямую.
  9. А дальше ехать, как на последней гонке или тренировке.

Продолжение следует