Подготовка водителя

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ

В России водительское удостоверение ГИБДД выдает с 18 лет (начинать учиться можно раньше) К этому времени  у молодого человека сложились привычки, переросшие в характер. Мне приходилось тренировать людей разного возраста от 14 лет и до 70 и больше, в том числе и на скользкой дороге, и на спусках, и в горах. И во всех случаях при управлении автомобилем главную роль играет привычка, характер, жизненная позиция, которые сложились с рождения. Полезные привычки ускоряют рост водительского мастерства, вредные — сильно мешают. Чего больше в человеке, таков и гонщик. Эта программа, основанная на заводском опыте, позволяет постепенно и планомерно, в кратчайшие сроки вырасти в конкурентно-способного гонщика в России, Европе и в Мире. С другой стороны, не обязательно участвовать в чемпионатах под эгидой FIA Зимой под Москвой, да и в других городах, расчищают трассы разной конфигурации и длинны, где можно погонять от души на любом автомобиле безопасно и без полиции. Это местные гонки. И можно на этих гонках быть среди лучших, а то и лучшим, но для этого так же нужна профессиональная, а значит, заводская подготовка.

Водитель одновременно  имеет дело с автомобилем (А), с самим собой(В), с дорогой(Д), с окружающей средой(О), с космосом(К), с Вселенной(Вс) и наверное еще с чем- то или кем-то (А В Д О К Вс) Это сложная система, связанная воедино и немыслимо переплетенная, какими-нибудь электро-магнитными полями. Подготовка водителя бывает:

  1. Физическая
  2. Психологическая
  3. Духовная

Коротко скажу о каждой из этих видов подготовок

Физическая подготовка раллиста имеет важное значение в тренировках и в соревнованиях. Необходимо иметь крепкое здоровье. И дело вовсе не в спортивных результатах. Большие психологические нагрузки разрушают слабый организм, а сильный — укрепляют. Физическая подготовка бывает общей (ОФП) и специальной (СФП) Главное в физической подготовке — это работа сердечно-сосудистой системы и системы  дыхания. Эти же системы играют основную роль в здоровье и в долголетии человека. Скоростные участки в классическом ралли бывают до 50-ти км. и более по длине, а это значит, что примерно 30-40 мин.  у водителя будет повышенное давление и пульс на уровне 140-170 уд/мин., если ехать в полную силу, да еще в горах. А если ехать на пульсе 80-90 уд./мин, как турист, на финиш приедешь последним и тогда вреда здоровью не будет. А хочется быть впереди и кого — то объехать. Что делать? Только улучшать свое физическое состояние. Наилучший вид ОФП -это оздоровительный бег в течении не менее одного часа на пульсе 120-130 уд./мин. Для каждой возрастной группы свое. Я бегаю на Воробьевых горах в г. Москве 3 раза в неделю по 11,12 и 17 км., где много поворотов, спусков, подъемов, разных тропинок, покрытий. За один год пробегаю более 2000 км. Веду спортивные записи. Стадион для этого вообще не подходит. Техника бега  сложная, как и техника управления автомобилем (ТУА). Они разные снаружи, но внутри у них много общего. И если понять и осознать эти техники, то проще ничего не бывает. Силы действуют одинаковые. Например, вес тела и вес автомобиля, траектории и т. д. Этой зимой, 2018 г., проводил длительные тренировки за городом и усталости к концу дня не было. Существует много программ и методик по ОФП. Выбирай любую. Многие методики подходят для автогонщиков. Каждому свое надо подбирать.

Специальная физическая подготовка (СФП) для автогонщиков, как и для всех спортсменов, базируется на общей физической  подготовке. СФП -это главный фактор, влияющий на способность гонщика ехать скоростные участки с максимально возможной скоростью и с предельной мобилизацией всех сил водителя, штурмана. Для этого необходимы специальные скоростные качества и специальная выносливость. На заводе АЗЛК, где я долгие годы работал профессиональным гонщиком, рядом с нами располагались картингисты и мотогоны. Уровень мастерства у мотогнов был такой же как и у нас, международный. Мы общались и дружили.  Мотогоны мне объяснили, что такое у них максимально скоростной показатель (МСП). Раллисты переняли этот опыт. В дальнейшем МСП сильно помогал в развитии и росте  водительского мастерства. Скоростные качества и выносливость поддаются тренировкам.  Скоростные возможности человека закладываются природой с рождения. Предел специальных скоростных качеств у гонщика может наступить из-за:

1.Не рациональная техника вождения автомобиля

2.Плохое чувство автомобиля

3. Недостаток волевых усилий

4. Недостаток специальных физических качеств

5. Выработка скоростного барьера-шаблона в быстроте и величине усилий (жесткий динамический стереотип)       В разделе скорость более подробно расскажу что и как делать для повышения скоростных качеств.

Психологическая подготовка бывает общей и специальной. В этой области еще больше путаницы. И  эта путаница начинается с названия «Психология.» Психея -это в переводе душа, а психология занимается нервами, нервными процессами. А душа, духовность — это что-то другое.  Это ближе к медитации. Это там , где  головной мозг работает с частотой 8-14 герц в секунду и меньше.  И на высоких скоростях на СУ профессиональные гонщики (заводские) едут  без мыслей, не думая, потому что думать нет времени. Итак, душу оставим на потом, для  раздела духовной подготовки. А сейчас психология- нервы.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Высокие скорости в автомобильном спорте требуют хорошей психологической подготовки. Однако, никакая психология не поможет, если у спортсмена слабая физическая, тактическая, техническая и другие виды подготовок. Все должно быть в комплексе и в гармонии. Психическая энергия очень нужна гонщику — раллисту. А вот бегуну марафона на 42 км. 195 м. психической энергии надо явно меньше. В СССР общая психологическая подготовка была направлена на воспитание морально — волевых качеств, в основном за счет большой работы.

Трудолюбие, дисциплинированность,чувство ответственности, рациональность в своей деятельности, смелость и решительность, настойчивость в достижении цели, выдержка и самообладание. Можно продолжать долго. Воспитанию этих качеств  в сборной СССР по ралли уделялось много времени, сил  и оказывается, не напрасно.

До сих пор в России слишком мало стабильных, результативных и  быстрых раллистов. Быстрый гонщик и разбитый автомобиль — это синонимы сегодня. Слишком много аварий с печальным исходом. Без аварий в автогонках, наверное, не обойтись, но каких аварий и при каких обстоятельствах — это чрезвычайно важно. Профессиональный тренер и штурман в  большинстве случаев видят будущую аварию и способны ее предотвратить.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для улучшения качества и скорости езды можно применять разные системы из области специальной психологии, но крайне осторожно. Одна из самых простых систем — это формулы намерения.

Формулы намерения необходимо продумывать своими словами в расслабленном состоянии и обязательно без воли. Жить ими надо, как воздухом дышать. Потому что воля не дает проникнуть в подсознание. А сильный, заводской гонщик едет только на подсознании. Расслабление создает почву для последующего сосредоточения внимания. Например, для тренировки более быстрого выхода из поворота на прямую надо продумывать именно этот выход на прямую.  Для этого надо найти укромное место, чтобы никто не мешал. Выключить телефон. Вспомнить какой-либо поворот,  который не получается и мысленно поездить его, обращая особое внимание только на выход из этого поворота на прямую, проговаривая при этом: выход, выход. выход, я пойму его, почувствую, увижу, со слов штурмана представлю его, и направлю автомобиль на выход, в дорогу, в любой ситуации. Останусь на дороге, если скользко, если доворот, если ошибся штурман, я останусь на дороге на любой скорости и выйду из поворота на прямую максимально быстро. Также можно проговаривать любые слова в любых других случаях,  главное, чтобы было ярко и образно и без воли. Достаточно 5-10 минут 3-4 раза в день и 2-3 месяца такой кропотливой работы и у вас сформируется в подсознании то,  что Вы хотите, то что говорили сами себе. Для этого  нужен правильный тренер, чтобы получить пользу, а не вред от таких занятий. Это самый простой способ улучшить езду путем продумывания, но необходимо  крайне осторожно подбирать слова, чтобы не навредить себе.  В этом нужен большой опыт.

НАСТРОЙ НА СКОРОСТЬ

Например, гонщик хочет проехать поворот быстрее и безопаснее. Для этого может подойти следующая методика. Необходимо проделать следующие действия:

  1. Расслабиться
  2. Сосредоточиться
  3. Представить выполняемое движение (например, езда поворота)
  4. Заставить функционировать мышцы
  5. Оформить  словами это движение
  6. И после этого выполнить само движение (проехать этот поворот)

Существуют в автоспорте и более эффективные, но и более сложные психологические настрои.

ДУХОВНАЯ ПОДГОТОВКА

Духовность для меня — это безмолвие, тишина, растворение в автомобиле, в дороге, в окружающем мире. Это такое состояние, когда мыслей нет. Кругом светло и легко. Безбрежная уверенность. Скорость езды на СУ заметно увеличивается. Ошибок в таком состоянии не бывает. Подобные проблески бывают у всех людей и у меня были раньше, сколько себя помню. А вот стойкое и длительное похожее состояние в ралли у меня впервые случилось в конце 70-х или в начале 80-х годов во время международной гонки, в Москве, на зимнем этапе Кубка Дружбы социалистических стран (участвовали 7 стран). В классе А-2 ехали от каждой страны за свои сборные по 5 экипажей. Итого 5 экипажей х 7 стран = 35 экипажей и частников из клубов еще более 30 экипажей. И всего получается  в классе около 70 экипажей. Скоростной участок назывался  Воря, что в карьере Воря, примерно 50 км. от Москвы по Ярославскому ш. Там еще река Воря пересекает Ярославское ш.  Шла карусельная гонка с подпуском. Я сильно волновался и напрягался. Мой штурман Девель, как мог, настраивал меня на гонку.  Судьи дали старт. Мы выехали на снежно-ледовый круг с  большим количеством поворотов, с гладким покрытием и высокими снежными бровками. Ширина дороги 5-5,5 м На круге было много машин. Нас выпустили за Дамбисом из Латвии, в промежутке между машинами. Он кольцевик из Риги (Бикерниеки). Пока я с Девелем разгонялся и вкатывался, Дамбис уехал от нас метров на 200-220 (8-9 сек). Нам ехать 4-е круга, а Дамбису 3 осталось, примерно 3 км. один круг. За круг отыграли у него метров 25 (1 сек) Позор раллистам! Кольцевика на льду не можем объехать! Напряжение дикое, шум, гул невероятный, дергание. Все, не догнать. Мыслей много в голове. Штурман диктует  Лв 2  —  3   столб на выходе. И вдруг: тишина, спокойствие. Свет кругом и безмолвие. Кто-то вместо меня рулит и газует, ставит автомобиль немного боком вдоль бровки и скользит быстро и уверенно более 150 м. мимо столба не сбрасывая газ.  Через круг легко догнали Дамбиса. Финишировали. Я опомнился, когда тренер стучал по крыше кулаком и говорил, что мы молодцы. На следующем СУ было тоже самое. Так, неожиданно, опытным путем, я обнаружил состояние, при котором скорость езды сильно возрастает и безопасность повышается. Через 2-3 года я научился стабильно находить такое состояние еще до СУ. Это медитация во время скоростной гонки. Не всегда получалось.  Но дела шли в гору. А у Дамбиса тогда мы выиграли около 40 сек на 9 -ти км. После этого ездил еще сам 10-12 лет в таком состоянии и применял его на тренировках и применяю сейчас с новыми спортсменами.

Продолжение следует