Тренировки

Любые тренировки могут приносить или пользу или вред, или ничего не давать вообще (пустая трата времени и денег).  Одинаково тренируются и развиваются правильные и неправильные навыки. Организму все равно что тренировать. Составляется план тренировки одной или нескольких, или сразу на сезон или на целый год. Все зависит от конкретной ситуации. от реальных спортсменов.

НАЧИНАЮЩИЙ СПОРТСМЕН

Например, спортсмен , без опыта участия в гонках приехал на первую тренировку. Я нахожу для него пустынный перекресток или поворот категории  «5», расставляю конуса и сразу сам показываю разные траектории, в том числе и самую быструю и правильную, по которой сегодня едут заводские гонщики  в чемпионате Мира по ралли  на автомобилях WRC.  Чтобы самому найти эти траектории необходимо потратить  7 -10 лет своей жизни.  Начинаем ездить этот поворот. Я сижу справа. Начальная скорость езды  15-20 км/ час  Скорость увеличиваем по мере усвоения правильной техники езды поворота.

ОПЫТНЫЙ СПОРТСМЕН

Другая ситуация.  Спортсмен много лет участвует в крупных гонках, в том числе и в международных. Из года в год одни и те же результаты. Роста нет. А хочется ехать быстрее и место повыше занять.  Для него выбираю средний по сложности СУ длинною, например  4 км. Надежно перекрываем его. Рации применяем обязательно. Рации имеются у нас всегда. Водитель диктует, а я пишу стенограмму. Начинаем ездить этот участок туда и обратно. Я сижу справа или сзади, если есть штурман. Во время заездов отмечаю в своей тетради и хорошие и неподходящие для ралли привычки. Например, туда и обратно получается — 8 км. И вот за эти 8 км. водитель  боком ехал весь поворот  — 3 раза. Превышение скорости на входе в поворот  — 7 раз. Слабые ускорения на выходе из поворотов —  постоянно. Заход внутрь поворота и езда внутри — 5 раз. Занос во 2 — й  половине поворота — 7 раз. Это очень грубые ошибки.  И на  8 — ми километрах потеря времени из-за этих шибок составляет  16 — 20 секунд, то есть потеря около 2 -ух сек. на одном километре. Я сам сажусь за руль и еду этот же участок в том же темпе, но без грубых ошибок,  и секундомер  показывает, что я быстрее спортсмена на эти самые  16 — 2о сек.  Это очевидно, потому что сам спортсмен секундомером засекает время и сам видит свою потерю времени из — за стиля управления. Постепенно устраняем эти грубые ошибки и работаем дальше. Результаты у этого экипажа стабильно растут.

У других спортсменов другие привычки и другие ошибки. Но мы всегда находим более лучший вариант, более быстрый и безопасный.

Очень эффективны 4 — ех дневные учебно -тренировочные сборы (УТС) Такие сборы я провожу в Карелии, в Ялте на Ай- Петри,  Соколиное, Орлиное, на кольцевой трассе под Смоленском, в Эстонии, в Латвии, на Украине, в Тверской области, это Осташков, Пено, Выборг, Ростов Великий и во многих, многих  других местах. В таких сборах принимают участие  6 — 7 человек. и более. Это —  экипаж, тренер, инженеры, механики. Техничка с зап. частями, спортивный автомобиль, автомобили для подстраховки и перекрытия. Рации профессиональные. За четыре дня тренировок с 10.00 утра до 20.00 вечера спортивный автомобиль проезжает  750 — 900 км. скоростных, как в гонках. Это 9 -10 гонок Кубка РФ или  6-7 гонок Чемпионата РФ по ралли. Я как тренер сам проезжаю в руле 200-250 км. Показываю каждый элемент, каждое движение на месте, обьясняю на бумаге и показываю на автомобиле на разных скоростях. Пишу сам стенограмму. Я заводской гонщик и меня учили этой езде десятки лет и десятки профессионалов инженеров, тренеров, врачей. И теперь есть свое видение, понимание  поделиться своим опытом.

Для тех, кто хочет получить школьное средне раллийное образование существует 3 — ех летняя успешная программа подготовки умелых, знающих, просто хороших гонщиков.

Кроме этого, имеется институтская 5-ти летняя программа подготовки раллистов и университетская  7-ми летняя программа совершенствования и дальнейшего развития и роста раллистов экстра класса, способных выигрывать этапы чемпионатов Мира, и другие национальные, серьезные и важные гонки.

Тренировка состоит из 4-ех частей.

  1. Вводная часть
  2. Подготовительная часть
  3. Основная часть
  4. Заключительная часть

Каждая часть тренировки имеет важное значение для гонщика. Тренировка длится  4 — 8 часов. В основной части занятия отрабатывается какой — либо отстающий у спортсмена  элемент управления спортивным автомобилем, например, выход на прямую или ведение кривой или начало торможения со скорости 170 км/час и более для монопривода и 200 км/час и более для полного привода. Это совсем не просто. Обычно, многие гонщики, даже чемпионы своих стран, при первом нажатии на тормоз блокируют колеса и чувства замедления автомобиля нет. Это ведет к неуверенности, напряжению и потери времени на торможении до 1 сек. на расстоянии 200 м.  Например,   150   Пр 1   Лв 1   200    Пр 6   Лв 2   120

Управление спортивным автомобилем состоит из более чем  1оо  элементов. И профессиональные, лучшие заводские гонщики отрабатывают каждый элемент. Многое из этого подходит  и гонщикам любителям  и даже кое-что обычным водителям.

Большое значение имеет объем, интенсивность тренировки, место тренировки.  Отдых физический, психологический и духовный также являются элементами тренировки. И проветривание автомобиля.

Если Вы равнинный гонщик, то в холмистой местности, такой как Южная Эстония (Выру), Финляндия (Ювяскюля) и др. Вам делать нечего — много шишек набьете, пока не поймете простых вещей. В свою очередь и равнинным и холмистым гонщикам трудно придется в горах.  Много времени, сил и денег надо потратить, чтобы хоть как-то более или менее прилично ехать СУ  в разных условиях. Мне понадобилось два периода по 7 лет (7 лет х 2 =14 лет), то есть 14 лет в заводских условиях, много гонок, тренировок чтобы было не стыдно занимать место заводского гонщика. Мне это удалось. Всегда лучше учиться, а не лечиться и учиться лучше у заводских профессиональных людей. Сколько учиться надо раллийному делу? Столько, сколько занимаешься ралли.

ТРЕНИРОВКА  СТАРТА

В современном ралли не так уж много СУ, где надо стартовать с места, да и стартовые системы работают на многих автомобилях. Однако, на одном плохом старте можно потерять 0,5-1,0 секунды. На кубке России по ралли в Великих Луках 30 апреля 2018 г. было  всего 5 СУ, а на ралли  1000 озер в Финляндии в свое время я стартовал 56 или 57 раз, то есть столько было СУ на этапе чемпионата Мира.

  1. На старте необходимо найти лучшее место на дороге (учесть направление первого поворота и сцепление колес), подъехать к нему без тормозов и встать вдоль оси дороги.
  2. Не допустить фальстарт.
  3. Больше 15 сек ждать старт нельзя — сорвешь старт, то есть старт не получится.
  4. Включить передачу за 7-10 сек до старта
  5. Начать внутренний отчет времени за 5 сек до старта
  6. Автомобиль должен дышать. То есть двигаться не заметно для глаз судейских.
  7. Во время старта лучше работает периферийное зрение, а не центральное.
  8. Букс колес не более 20-30% необходим. Чувствовать максимальное ускорение автомобиля.
  9. Не забывать ускоряться (добавлять газ) с увеличением скорости автомобиля.
  10. Самому, сидя в автомобиле, не отставать от автомобиля. Отставание часто бывает. Автомобиль уезжает из под тебя.

ТРЕНИРОВКА РАЗГОНА

ТРЕНИРОВКА ТОРМОЖЕНИЯ

ТРЕНИРОВКА ПОВОРОТОВ, СВЯЗОК, КУСКОВ, УЧАСТКОВ.

ТРЕНИРОВКА ПРЫЖКОВ

ТРЕНИРОВКА ЗАНОСОВ, СНОСОВ

ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

ТРЕНИРОВКА АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Продолжение следует