Экстремальный-это крайний, необычный по трудности, сложности, выходящий за пределы обычного. Экстремальные условия, экстремальная ситуация. Экстра-высший. Экстремальное вождение.
В фигурном катании имеется короткая обязательная программа. Зачем она фигуристам? Водителям, в том числе и автогонщикам нужна экстремальная подготовка. Зачем она обычным водителям и автогонщикам? Техника владения коньком нужна фигуристам, а техника владения автомобилем нужна водителям и автогонщикам. Техника управления автомобилем (ТУА) хорошо усваивается в экстремальных условиях.
Грань качения и скольжения, катить или скользить на автомобиле. Или то и другое необходимо. В любом случаи необходимо повышать водительское мастерство. Тогда вождение автомобиля может стать не работой, а отдыхом.
Водительское мастерство-это умение тормозить на скользкой дороге, контролировать случайные заносы, легко проходить любые повороты, с одного взгляда правильно определять скользкость покрытия и правильно выбирать на дороге нужную скорость и многое, многое другое.
Водительское мастерство проще всего и безопаснее повышается на скользкой дороге. Летом-это гравий, песок на обочинах асфальтовых дорог, мокрый асфальт, грунтовые дороги, а зимой- это лед, снег. Правильно научиться выполнять некоторые основные, ключевые упражнения на автомобиле и добиться при этом правильных навыков.
ТОРМОЖЕНИЕ
Прежде чем разогнаться, надо научиться останавливаться.
1.Торможение на скользкой дороге со скоростей: 60 км/час, 80 км/час 100 км/час и более до полной остановки в заданном месте, в том числе и на спусках и на разных покрытиях: асфальт, гравий, песок на асфальте и грязь, колея и т. д.
2 То же самое упражнение, но с объездом препятствий (стойка, конус) на разных скоростях.
3. Отработка способов торможения: штатное, срочное (неожиданное, быстрое), аварийное и другие.
4. Торможение боковым соскальзыванием (боком), которое сокращает остановочный путь до 10 %.
СНОСЫ, ЗАНОСЫ
Что такое снос, занос? Это — боковое скольжение автомобиля либо передней. либо задней осью, либо всего автомобиля сразу. Бывают управляемые заносы и внезапные, случайные. Случайный занос может произойти из-за резкого руления, из-за грубого торможения, из-за попадания в яму, в колею, из-за разницы сцепления правых и левых колес, из-за случайного удара при аварии и так далее. Первичная ошибка водителя никогда не ведет к аварии. А вот последующие, неправильные действия водителя, могут вести к аварии и ведут к аварии.
Чтобы никогда не попадать в подобные, опасные ситуации, необходимо заранее научиться управлять автомобилем в заносе, в сносе хотя бы на небольших скоростях (60-90 км/час). Это для обычных водителей. А для автогонщиков и для любителей быстрой езды некоторые упражнения надо выполнять на тех скоростях, на которых ведется гонка.
УПРАЖНЕНИЯ
Существует много упражнений для освоения сносов и заносов. Но я отобрал только 8-10 из них, наиболее эффективных и полезных для водителей.
- Плуг передних колес
- Змейка на постоянной скорости с уменьшением шага до начала скольжения одного из колес
- Плавная змейка с малыми углами заноса.
- Плавная змейка с критическими углами заноса
- Односторонняя змейка
- Движение боком вдоль бровки
- Змейка с прямиками между обочинами
- Классическая постановка автомобиля в занос на счет раз-и, два-и
- Темповая змейка
Эти упражнения выполняются на разных дорогах, с разными скоростями, одной рукой, двумя (ведущие руки разные), с завязанными глазами, с разным положением головы и т.д.
Для автогонщиков добавляется много других упражнений. Например, касание бровки, езда на упоре вдоль бровки, отталкивание от бровки. Работа на кривой, под действием центробежных сил, на спусках, на дорогах с колеей. Особенно трудно даются эти упражнения в горах. Почему? Положите доску на землю и пройдите. Теперь, эту же доску положите над обрывом (пропастью) и пройдите. Разница существенная. Так и на автомобиле. Как уменьшить эту разницу. Работа ведется индивидуально и всегда успешно, если есть желание, понимание и работоспособность.
Продолжение следует